По статистике, такое патологическое состояние человека, как дизартрия, встречается у 5% детей. Оно прослеживается нарушением речи, неправильным произношением отдельных слов, что обуславливается поражением отделов ЦНС. К тому же нарушена работа нервов, отвечающих за речь и речевой аппарат. Отмечаются затруднения произношения отдельных звуков, слова коверкаются.
При выявлении данного явления проводится диагностика выявленного заболевания. В нее входит сбор анамнеза, выявление физического состояния ребенка, функционирование ЦНС. Все это происходит в виде осмотра специалиста и стандартного опроса ребенка.
Во время диагностики важно выявить:
- какие есть заболевания у матери малыша;
- протекание беременности;
- протекание родов, были ли какие-то затруднения в первый период жизни малыша;
- заболевания, которые уже перенес ребенок.
Читайте также: Обзор детских сиропов от кашля для детей от года
После сбора анамнеза наступает работа логопеда, который должен заполнить специальную речевую карту для больных дизартрией. В карте расписывается развитие речевого аппарата от младенческого возраста и до момента обращения к врачу. Приведем примерные записи с карты:
- Были ли у малыша гуления.
- Как реагировал на слова.
- В каком возрасте появились первые слова.
- Как развита моторика.
- Была ли коррекционная работа, и какие результаты.
После диагностики врач должен назначить лечение и коррекционные работы по развитию и улучшению речи. Ниже приведены примеры основных способов лечения дизартрии.
Лечение дизартрии у детей
При любой степени заболевания все лечение проходит в обязательном порядке в сопровождении с невропатологом и логопедом. В ходе коррекционной работы происходит отработка следующих навыков:
- Стабилизация правильного дыхания.
- Правильная постановка речевого дыхания (выполняется с помощью дыхательной гимнастики).
- Активация функционирования речевого аппарата.
- Коррекция воспроизведения звуков.
- Развитие мелкой моторики.
Пока не выявлено препаратов для лечения дизартрии, но врач может подобрать курс медикаментов, который будут направлен на укрепление речевого аппарата, что поможет в продуктивности работы.
После того как был поставлен диагноз, обязательно назначают работу с логопедом, который будет помогать малышу в дальнейшем развитии. Но не малозначимую роль в лечении играют лечебные методики, которые не заставят долго ждать результата работы. Их можно проводить в домашних условиях.
Для формирования правильной и выразительной речи необходимы занятия с логопедом. Их всегда назначают после постановки диагноза. Однако лечебные методики дадут ощутимый результат, если их проводить также в домашних условиях и обязательно регулярно.
Лечебные методики
Разработка речевого аппарата – необходимо поочередно открывать и закрывать рот, при этом во время каждого движения следует фиксировать и удерживать челюсть (открыли рот – зафиксировали; закрыли рот – зафиксировали.). Также хорошо поможет развитие пластики губ с помощью различной мимики и скручиванием губ в трубочку. В упражнениях можно использовать вспомогательные предметы (пример: леденец) и в игровой форме проводить упражнения.
Также важный аспект в лечении дизартрии. Упражнения заключаются в попеременном закрывании и открывании рта, удержании челюсти в фиксированном положении – с открытым и полуоткрытым ртом. Для развития пластичности губ ребенку нужно изображать зубной оскал, вытягивание в трубочку губ.
Леденцы хорошо пригодятся и для разработки языка, для этого необходимо перекладывать с одного угла губ к другому конфету, а малыш будет стараться дотянуться до нее язычком.
Эти упражнения будут выступать как вспомогательные ведь основную часть работы прорабатывает логопед, корректируя определенные дефекты. В домашних условиях это сделать довольно сложно, но вы также можете пробовать с ребенком прорабатывать отдельные элементы.
Развитие мелкой моторики – необходимо проводить развивающую гимнастику пальчиков рук. Это желательно делать в игровой форме, можно высыпать бусинки или шарики, и попросить ребенка помочь собрать их обратно в коробочку. Вы также можете участвовать в данной процедуре наталкивая ребенка стараться выполнять задание.
Лечебная физкультура
В основе такой физкультуры лежит развитие всей моторики – как мелкой, так и общей. Такие упражнения проводятся перед гимнастическими упражнениями для речевого аппарата. На ногах не должно быть обуви, ножки чувствуют себя свободно и легко. Период занятия 15-20 минут. Необходимо все упражнения повторять от 3 до 10 раз. Приведем примеры общих упражнений для лечебной физкультуры:
- Стоим ровно, ноги вместе, разводим руки в стороны и повторяем повороты туловища.
- Положение лежа, руки расположены вдоль. Делаем глубокий вдох и приподнимаем голову и ноги (старайтесь не отрывать таз от пола).
- Исходное положение стоим на коленках, руки расположены на поясе. Делаем глубокий вдох и прогибаемся назад, выдыхаем и возвращаемся в исходное положение.
- Садимся на ровную поверхность, руки на бедра, ноги немного разведите в стороны. Делаем вдох и приподнимаем туловище, опираясь всеми конечностями о поверхность. Откидываем голову назад. Делаем выдох и возвращаемся в исходное положение.
- Положение лежа. Упираемся руками и ногами в пол. Приподнимите немного живот. Делаем вдох и вытягиваемся, на выдохе возвращаемся.
Дыхательная гимнастика
Такого рода гимнастика подбирается для каждого индивидуально специалистом. Форма зависит от степени заболевания. Ниже приведен классический подбор дыхательной гимнастики:
- Необходимо закрыть рот. Зажать одну ноздрю пальцем, дыхание должно производиться только через одну из открытых ноздрей. Задание малыша на выдохе промычать. Повторяем поочередно с каждой ноздрей.
- Задание состоит в том, чтобы малыш сложил губы в трубочку и продолжительно подул на какой-то предмет: вату, пену и т. д. Главным условием является, то что нельзя чтобы щечки надувались.
- Попросите помочь надуть шарики. Вдох производиться через нос.
Массаж
Очень приятная и занимательная процедура, которую необходимо проводить без особых усилий.
Массаж губ (выполняем 3-6 раз):
- Легкими движениями массируем от верхней части губ к уголкам, затем то же самое проводим с нижней губой.
- Небольшое пощипывание губ.
- Легкое массирование спирали обеих губ и поочередно.
Массаж мягкого неба(выполняем 3-6 раз):
- Делаем небольшое постукивание от резцов ротовой полости до середины неба.
- Разнообразные поглаживающие действия полости рта.
Массаж языка (выполнять 3-5 раз):
- Похлопайте или пощипайте слегка язык, начиная от конца и до середины язычка.
- Легкие поглаживающие движения.
Все массажные техники направлены на расслабление и релаксацию органов, улучшая их функционирование.
Читайте также: Лечение двустороннего гайморита у взрослых
Подведем итоги
Так как дизартрия появляется благодаря нарушению правильному функционированию ЦНС, очень трудно говорить об итогах лечения и их последствиях. Но если подойти к этой проблеме с серьезными намерениями и выявить симптомы на ранних стадиях развития, можно очень быстро и продуктивно добиться желаемого результата. Ведь есть много деток с диагнозом дизартрии, которые посещают общеобразовательные учреждения со здоровыми детьми и почти не уступают им в развитии.