Диагностика и лечение дизартрии у детей в 5 лет

РебенокПо статистике, такое патологическое состояние человека, как дизартрия, встречается у 5% детей. Оно прослеживается нарушением речи, неправильным произношением отдельных слов, что обуславливается поражением отделов ЦНС. К тому же нарушена работа нервов, отвечающих за речь и речевой аппарат. Отмечаются затруднения произношения отдельных звуков, слова коверкаются.

При выявлении данного явления проводится диагностика выявленного заболевания. В нее входит сбор анамнеза, выявление физического состояния ребенка, функционирование ЦНС. Все это происходит в виде осмотра специалиста и стандартного опроса ребенка.

Во время диагностики важно выявить:

  • какие есть заболевания у матери малыша;
  • протекание беременности;
  • протекание родов, были ли какие-то затруднения в первый период жизни малыша;
  • заболевания, которые уже перенес ребенок.

Читайте также: Обзор детских сиропов от кашля для детей от года

После сбора анамнеза наступает работа логопеда, который должен заполнить специальную речевую карту для больных дизартрией. В карте расписывается развитие речевого аппарата от младенческого возраста и до момента обращения к врачу. Приведем примерные записи с карты:

  1. Были ли у малыша гуления.
  2. Как реагировал на слова.
  3. В каком возрасте появились первые слова.
  4. Как развита моторика.
  5. Была ли коррекционная работа, и какие результаты.

После диагностики врач должен назначить лечение и коррекционные работы по развитию и улучшению речи. Ниже приведены примеры основных способов лечения дизартрии.

Лечение дизартрии у детей

При любой степени заболевания все лечение проходит в обязательном порядке в сопровождении с невропатологом и логопедом. В ходе коррекционной работы происходит отработка следующих навыков:

  1. Стабилизация правильного дыхания.
  2. Правильная постановка речевого дыхания (выполняется с помощью дыхательной гимнастики).
  3. Активация функционирования речевого аппарата.
  4. Коррекция воспроизведения звуков.
  5. Развитие мелкой моторики.

Пока не выявлено препаратов для лечения дизартрии, но врач может подобрать курс медикаментов, который будут направлен на укрепление речевого аппарата, что поможет в продуктивности работы.

После того как был поставлен диагноз, обязательно назначают работу с логопедом, который будет помогать малышу в дальнейшем развитии. Но не малозначимую роль в лечении играют лечебные методики, которые не заставят долго ждать результата работы. Их можно проводить в домашних условиях.

Для формирования правильной и выразительной речи необходимы занятия с логопедом. Их всегда назначают после постановки диагноза. Однако лечебные методики дадут ощутимый результат, если их проводить также в домашних условиях и обязательно регулярно.

Лечебные методики

Разработка речевого аппарата – необходимо поочередно открывать и закрывать рот, при этом во время каждого движения следует фиксировать и удерживать челюсть (открыли рот – зафиксировали; закрыли рот – зафиксировали.). Также хорошо поможет развитие пластики губ с помощью различной мимики и скручиванием губ в трубочку. В упражнениях можно использовать вспомогательные предметы (пример: леденец) и в игровой форме проводить упражнения.

Также важный аспект в лечении дизартрии. Упражнения заключаются в попеременном закрывании и открывании рта, удержании челюсти в фиксированном положении – с открытым и полуоткрытым ртом. Для развития пластичности губ ребенку нужно изображать зубной оскал, вытягивание в трубочку губ.

Леденцы хорошо пригодятся и для разработки языка, для этого необходимо перекладывать с одного угла губ к другому конфету, а малыш будет стараться дотянуться до нее язычком.

Эти упражнения будут выступать как вспомогательные ведь основную часть работы прорабатывает логопед, корректируя определенные дефекты. В домашних условиях это сделать довольно сложно, но вы также можете пробовать с ребенком прорабатывать отдельные элементы.

Развитие мелкой моторики – необходимо проводить развивающую гимнастику пальчиков рук. Это желательно делать в игровой форме, можно высыпать бусинки или шарики, и попросить ребенка помочь собрать их обратно в коробочку. Вы также можете участвовать в данной процедуре наталкивая ребенка стараться выполнять задание.

Лечебная физкультура

В основе такой физкультуры лежит развитие всей моторики – как мелкой, так и общей. Такие упражнения проводятся перед гимнастическими упражнениями для речевого аппарата. На ногах не должно быть обуви, ножки чувствуют себя свободно и легко. Период занятия 15-20 минут. Необходимо все упражнения повторять от 3 до 10 раз. Приведем примеры общих упражнений для лечебной физкультуры:

  1. Стоим ровно, ноги вместе, разводим руки в стороны и повторяем повороты туловища.
  2. Положение лежа, руки расположены вдоль. Делаем глубокий вдох и приподнимаем голову и ноги (старайтесь не отрывать таз от пола).
  3. Исходное положение стоим на коленках, руки расположены на поясе. Делаем глубокий вдох и прогибаемся назад, выдыхаем и возвращаемся в исходное положение.
  4. Садимся на ровную поверхность, руки на бедра, ноги немного разведите в стороны. Делаем вдох и приподнимаем туловище, опираясь всеми конечностями о поверхность. Откидываем голову назад. Делаем выдох и возвращаемся в исходное положение.
  5. Положение лежа. Упираемся руками и ногами в пол. Приподнимите немного живот. Делаем вдох и вытягиваемся, на выдохе возвращаемся.

Дыхательная гимнастика

Такого рода гимнастика подбирается для каждого индивидуально специалистом. Форма зависит от степени заболевания. Ниже приведен классический подбор дыхательной гимнастики:

  1. Необходимо закрыть рот. Зажать одну ноздрю пальцем, дыхание должно производиться только через одну из открытых ноздрей. Задание малыша на выдохе промычать. Повторяем поочередно с каждой ноздрей.
  2. Задание состоит в том, чтобы малыш сложил губы в трубочку и продолжительно подул на какой-то предмет: вату, пену и т. д. Главным условием является, то что нельзя чтобы щечки надувались.
  3. Попросите помочь надуть шарики. Вдох производиться через нос.

Массаж

Очень приятная и занимательная процедура, которую необходимо проводить без особых усилий.

Массаж губ (выполняем 3-6 раз):

  1. Легкими движениями массируем от верхней части губ к уголкам, затем то же самое проводим с нижней губой.
  2. Небольшое пощипывание губ.
  3. Легкое массирование спирали обеих губ и поочередно.

Массаж мягкого неба(выполняем 3-6 раз):

  1. Делаем небольшое постукивание от резцов ротовой полости до середины неба.
  2. Разнообразные поглаживающие действия полости рта.

Массаж языка (выполнять 3-5 раз):

  1. Похлопайте или пощипайте слегка язык, начиная от конца и до середины язычка.
  2. Легкие поглаживающие движения.

Все массажные техники направлены на расслабление и релаксацию органов, улучшая их функционирование.

Читайте также: Лечение двустороннего гайморита у взрослых

Подведем итоги

Так как дизартрия появляется благодаря нарушению правильному функционированию ЦНС, очень трудно говорить об итогах лечения и их последствиях. Но если подойти к этой проблеме с серьезными намерениями и выявить симптомы на ранних стадиях развития, можно очень быстро и продуктивно добиться желаемого результата. Ведь есть много деток с диагнозом дизартрии, которые посещают общеобразовательные учреждения со здоровыми детьми и почти не уступают им в развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *